Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

берг (berg) альбан

Большой энциклопедический словарь

БЕРГ (Berg) Альбан (1885-1935) - австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере "Воццек" (1921). Опера "Лулу" (1935), камерно-инструментальные сочинения (в т. ч. "Лирическая сюита", 1926), вокальные циклы и др.; литературные сочинения.

Полезные сервисы

берг (berg) пол

Большой энциклопедический словарь

Берг (Berg) Пол (р. 1926), американский биохимик. Изучал роль транспортной РНК в биосинтезе белков. Получил рекомбинантные молекулы ДНК (содержали ДНК бактериального вируса лямбда и обезьяннего вируса 40), на которых исследовал структуру отдельных генов. Нобелевская премия (1980).

Полезные сервисы

берг аксель иванович

Энциклопедический словарь

Берг Аксель Иванович (1893-1979), учёный в области радиотехники и радиоэлектроники, академик АН СССР (1946), инженер-адмирал (1955), Герой Социалистического Труда (1963). Труды по радиотехнике. Активный участник решения основных проблем развития радиоэлектроники в СССР. Инициатор и руководитель исследований по кибернетике и её приложениям.

* * *

БЕРГ Аксель Иванович - БЕРГ Аксель Иванович (1893-1979), российский ученый в области радиоэлектроники и кибернетики, действительный член АН СССР (1946), инженер-адмирал (1955), Герой Социалистического Труда (1963).

Родился в семье русского генерала, шведа по происхождению. Окончил Морской корпус. Служил на линейном корабле «Цесаревич», во время Первой мировой войны был подводником. В 1923 окончил Военно-морское инженерное училище, в 1925 - Военно-морскую академию в Ленинграде.

Автор практических разработок в области приемопередающих устройств, систем для радиопеленгации, трудов по радиотехнике. Активный участник решения основных проблем развития радиоэлектроники в СССР. В 1943-44 работал заместителем наркома электропромышленности и заместителем председателя Совета по радиолокации при Государственном комитете обороны. В 1953-57 занимал пост заместителя министра обороны СССР.

Инициатор и руководитель исследований по кибернетике и ее приложениям. Создатель (1959) и бессменный председатель научного Совета по кибернетике при Президиуме Академии наук. Внес значительный вклад в становление в нашей стране бионики (см. БИОНИКА), технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта.

Большой энциклопедический словарь

БЕРГ Аксель Иванович (1893-1979) - российский ученый, академик АН СССР (1946), инженер-адмирал (1955), Герой Социалистического Труда (1963). Труды по радиотехнике. Активный участник решения основных проблем развития радиоэлектроники в СССР. Инициатор и руководитель исследований по кибернетике и ее приложениям.

Полезные сервисы

берг альбан

Энциклопедический словарь

Берг Альбан (Berg) (1885-1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935), концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (1935), камерно-инструментальные сочинения (в том числе «Лирическая сюита», 1926), вокальные циклы и др.; литературные сочинения.

* * *

БЕРГ Альбан - БЕРГ (Berg) Альбан (Мария Иоганнес) (9 февраля 1885, Вена - 24 декабря 1935, там же), австрийский композитор. Представитель новой венской школы (см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА). Эволюционировал от музыкального романтизма (см. РОМАНТИЗМ) к экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Один из создателей серийной техники (смотри Додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ) ). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935), камерно-инструментальные сочинения («Лирическая сюита», 1926), вокальные циклы; литературные сочинения.

Ученик Шенберга

В юности получил хорошее домашнее образование, тогда же начал сочинять песни для голоса и фортепиано, однако систематически занялся музыкой только в 1904, став учеником Арнольда Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд), который сразу распознал в нем большой талант. В тот же период у Шенберга учился и А. фон Веберн (см. ВЕБЕРН Антон фон). В биографии всех троих первое десятилетие 20 века было отмечено отходом от тональной гармонии в сторону свободной атональности (см. АТОНАЛЬНОСТЬ). В Сонате Берга для фортепиано соч. 1 (1907-1908) все еще распознается тональность си минор; что касается четырех песен для голоса и фортепиано соч. 2 (1909-1910), то в них тональность едва различима, а Струнный квартет соч. 3 (1910) полностью атонален. Обширные масштабы квартета, достигнутые благодаря интенсивной мотивной работе, отличают его от сравнительно коротких ранних атональных опусов Шенберга и Веберна. Берг посвятил его Елене Наховски, которая в 1911 стала его женой.

В качестве поэтической основы для своего следующего произведения - Пяти песен для сопрано с оркестром соч. 4 (1912) - Берг выбрал изысканные миниатюры («почтовые открытки») Петера Альтенберга. В музыке песен сказалось влияние не только Шенберга и другого кумира Берга, Г. Малера (см. МАЛЕР Густав), но и К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль); с другой стороны, в них уже предвосхищается опера «Воццек», а также 12-тоновая техника (так называемая додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ)). Затем последовала еще одна серия миниатюр - Четыре пьесы для кларнета и фортепиано соч. 5 (1913); после нее Берг вновь обратился к крупной форме в Трех пьесах для оркестра соч. 6 (1914). По существу, это небольшая экспрессионистская симфония, третья часть которой, «Марш», по своим масштабам почти равна двум первым - «Прелюдии» и «Хороводному танцу», - вместе взятым. Пьесы связаны между собой тематически; симфонический масштаб целого обеспечивается, как обычно у Берга, благодаря активной мотивной работе, объектом которой часто служат жанровые элементы бытовой музыки.

«Воццек»

В мае 1914 Берг присутствовал на венской премьере пьесы немецкого драматурга Георга Бюхнера (1813-37) «Воццек» (ныне это произведение, найденное в бумагах Бюхнера после его смерти, публикуется под исправленным названием «Войцек»). Трагедия забитого, одержимого апокалиптическими галлюцинациями солдата вдохновила Берга на создание оперы, отражающей тревожную и мрачную духовную атмосферу начала 20 века. Из 23 разрозненных сцен неоконченной пьесы Бюхнера Берг выбрал 15, объединив их в 3 акта по 5 сцен в каждом. Работу над музыкой оперы он начал в 1917, будучи рядовым действующей армии (1915-18), и завершил в 1921. Форма оперы основана на архитектонических принципах инструментальной музыки. Ее первый (экспозиционный) акт, 5 сцен которого рисуют разные аспекты отношений Воццека с другими людьми, решен в форме серии характерных пьес. Второй акт, по ходу которого связи героя с внешним миром рушатся, а его возлюбленная Мария изменяет ему, в музыкальном отношении представляет собой симфонию в пяти частях. Наконец, третий акт - развязка драмы, завершающаяся гибелью Марии и Воццека, - выполнен в виде серии инвенций (см. ИНВЕНЦИЯ), в каждой из которых разрабатывается та или иная остинатная (см. ОСТИНАТО) идея. В гармоническом и мелодическом языке оперы господствует атональная стихия, однако встречаются тональные островки в возвышенно-романтическом (ре-минорный оркестровый «реквием» по погибшим героям перед последней сценой) или язвительно-пародийном духе. Необычайно широк и спектр приемов вокального письма: от так называемого речевого пения в духе «Лунного Пьеро» Шенберга до протяженных, выразительных ариозо (см. АРИОЗО), местами напоминающих о мелодике Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард)и Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард). Сенсационная мировая премьера «Воццека» под управлением Э. Клайбера состоялась в Берлине в 1925; последовавшие за ней постановки в других крупных центрах (в том числе в Ленинграде, 1927) принесли Бергу мировую славу. «Воццек» и сейчас остается одной из самых репертуарных опер 20 века.

Тайные символы Берга

Более эзотеричен трехчастный Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1924-25), задуманный как приношение Шенбергу в день его 50-летия. Его форма как в общем плане, так и в частностях основывается на «магическом» числе три, что, по замыслу Берга, должно символизировать духовное триединство Шенберга и двух его учеников. Еще более богата символами и скрытыми смыслами шестичастная «Лирическая сюита» для струнного квартета (1925-26). После смерти Берга была опубликована составленная им программа «Лирической сюиты», из которой следует, что в «сюжете» этого произведения, развивающемся от беззаботного Allegretto gioviale первой части и лирического Andante amoroso второй к горестному Largo desolato последней, запечатлена история тайной и запретной любви автора к Ханне Фукс-Робеттин. «Лирическая сюита» - первое произведение Берга, написанное в серийной технике. Композитор пришел к ней значительно позже, чем Шенберг и Веберн; в своих последующих произведениях он использовал ее свободно, не избегая (в отличие от Веберна) мажорных и минорных трезвучий, а иногда «разбавляя» додекафонную гармонию вкраплениями тональной музыки.

Последние годы

В 1929 Берг приступил к работе над оперой «Лулу» по пьесам Франка Ведекинда (1864-1918) «Дух земли» и «Ящик Пандоры», в центре которых - фигура неудержимо притягательной и порочной «роковой женщины», характерная для литературы и искусства рубежа веков. Форма «Лулу», как обычно у Берга, основана на архитектонических законах и числовой символике; в крупном плане она представляет собой «палиндром (см. ПЕРЕВЕРТЕНЬ) », первая половина которого (до середины 3 акта) рисует возвышение Лулу до положения светской дамы, а вторая - ее падение обратно на дно жизни. Вся музыкальная ткань оперы выводится из одной 12-тоновой серии, фрагменты и варианты которой выступают в функции лейтмотивов отдельных персонажей.

Работа над «Лулу» прерывалась дважды: вначале сочинением концертной арии «Вино» на 3 стихотворения Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) в переводе Ш. Георге (1929), затем - сочинением Концерта для скрипки с оркестром (1935). Последний, задуманный как реквием по юной дочери вдовы Малера (см. МАЛЕР Густав), Альмы Малер-Верфель (отсюда подзаголовок концерта «Памяти ангела»), оказался надгробным памятником композитора самому себе: Берг скоропостижно умер через 4 месяца после завершения Концерта. Третий акт «Лулу» остался неоконченным (Берг успел оркестровать только его начало и заключительную сцену). В 1937 в Цюрихе состоялась премьера оперы без большей части третьего акта. Черновики находились в распоряжении вдовы Берга, которая в конце 1960-х гг. предоставила их австрийскому композитору Ф. Церхе для обработки и инструментовки. Премьера оперы с восстановленным третьим актом состоялась только после ее смерти (Париж, 1979, дирижер П. Булез (см. БУЛЕЗ Пьер)).

Полезные сервисы

берг лев сем

Гуманитарный словарь

БЕРГ Лев Сем. (1876-1950) - географ и биолог. Акад. (с 1946). През. Геогр. об-ва СССР (1940-50). Окончил Моск. ун-т (1898). Проф. ихтиологии и гидрологии в Моск. с.-х. ин-те, с 1916 - проф. Петрогр. (Ленингр.) ин-та. Науч. труды посв. теории географии, учению о ландшафтах и ландшафтных зонах, регион. географии, истории рус. географии, ихтиологии, лимнологии, климатологии, палеографии, геоморфологии и др. Б. развил учение В. В. Докучаева о природных зонах, разработал учение о ландшафтах, предложил почв. теорию образования леса. Удостоен Малой зол. медали (1902), Зол. медали им. П. П. Семенова (1909) и Константиновской медали (1915) РГО. Именем Б. назван действ. вулкан на о. Уруп (Курильские о-ва), пик на Памире, мыс на о. Сев. Земля, ледники на Памире и в Джунгарском Алатау; имя Б. вошло в лат. назв. б. 60 животных и растений. В 20-30-х гг. Б. подвергался жестокой критике за "идеализм", проявившийся якобы в его телеологич. пересмотре эволюц. теории Дарвина (см. его "Номогенез", 1922). Идеи Б. принадлежат к числу первых естеств.-науч. концепций, осужд. в СССР по идеологич. соображениям. Широкий интерес к воззрениям Б. на эволюцию возродился с 70-х гг.

Полезные сервисы

берг лев семёнович

Энциклопедический словарь

Берг Лев Семёнович (1876-1950), физикогеограф и биолог, академик АН СССР (1946). Разработал учение о ландшафтах и развил идеи В. В. Докучаева о природных зонах. Первым осуществил зональное физико-географическое районирование СССР. Капитальные труды по ихтиологии (анатомии, систематике и распространению рыб), климатологии, озероведению, а также истории географии. В 1922 выдвинул эволюционную концепцию номогенеза. Президент Географического общества СССР (1940-1950). Государственная премия СССР (1951, посмертно).

* * *

БЕРГ Лев Семенович - БЕРГ Лев Семенович (1876-1950), физикогеограф и биолог, академик АН СССР (1946). Разработал учение о ландшафтах (см. ЛАНДШАФТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ) и развил идеи В. В. Докучаева (см. ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич) о природных зонах. Первым осуществил зональное физико-географическое районирование (см. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ) СССР. Капитальные труды по ихтиологии (см. ИХТИОЛОГИЯ) (анатомии, систематике и распространению рыб), климатологии (см. КЛИМАТОЛОГИЯ), озероведению (см. ОЗЕРОВЕДЕНИЕ) , а также истории географии. В 1922 выдвинул эволюционную концепцию номогенеза (см. НОМОГЕНЕЗ). Президент Географического общества СССР (1940-50). Государственная премия СССР (1951).

* * *

БЕРГ Лев Семенович (Симонович) [2(14) марта 1876, Бендеры - 24 декабря 1950, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский ученый-энциклопедист, зоолог, географ, эволюционист, историк науки.

Родился в еврейской семье, отец был нотариусом. Учась в кишиневской гимназии (1885-94), увлекался естествознанием - собирал гербарии, препарировал рыб, читал научную литературу. В 1894 крестился и поступил в Московский университет. Уже студентом стал известен опытами по разведению рыб. Дипломная работа по эмбриологии (см. ЭМБРИОЛОГИЯ) щуки была 6-й печатной работой Берга. По окончании университета (1898, золотая медаль) работал в Министерстве сельского хозяйства инспектором рыбных промыслов на Аральском море (см. АРАЛЬСКОЕ МОРЕ) и Волге (см. ВОЛГА) , исследовал степные озера, реки, пустыни.

В 1902-1903 Берг изучает гидрологию в Бергене (Норвегия), в 1904-1913 работает в Зоологическом музее Петербургской АН, в 1913 переезжает в Москву, где получает место профессора в Московском сельскохозяйственном институте. В 1916 Берг был приглашен на кафедру физической географии Петербургского университета, где работал до конца жизни.

Первые крупные научные работы Берга - «Рыбы Туркестана» (1905) и магистерская диссертация «Аральское море» (1908), за которую Берг получил сразу степень доктора географии. В 1909-16 Берг издал 5 монографий по рыбам России, но главным предметом его научных интересов становится география. Он разработал теорию происхождения лесса (см. ЛЕСС), предложил первую классификацию природных зон азиатской части России. К этому времени сложился научный стиль и методы работы Берга, поражавшего необычайной продуктивностью (ему принадлежат свыше 800 работ). Его отличали железная самодисциплина, цепкая память, умение работать без черновиков и в любых условиях, ясность и четкость изложения (текст начинался с определения понятий) и выводов, прекрасный литературный язык.

Берг стоял в стороне от политики, но остро переживал ужасы войны и революции, трактуя их как краткое торжество принципа борьбы над принципом сотрудничества. Не имея в этот период условий для полевой работы, Берг расширил педагогическую деятельность (в 1916-18 - в Москве и Петрограде параллельно) и написал («подогревая замерзающие чернила на огне коптилки») 3 труда по теории эволюции (см. ЭВОЛЮЦИЯ (в биологии)) (1922). В них дан анализ основных понятий (эволюция, прогресс, целесообразность, случайность, появление нового, простота теории, направленность), отвергнута роль борьбы за существование (см. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ) как фактора эволюции (и в природе, и в обществе), резко ограничена роль естественного отбора (см. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР) (он лишь охраняет норму) и выдвинута оригинальная теория эволюции - номогенез (см. НОМОГЕНЕЗ), т. е. эволюция на основе закономерностей.

Теория имела ряд слабых мест, которые коллеги (А. А. Любищев (см. ЛЮБИЩЕВ Александр Александрович), Д. Н. Соболев, Ю. А. Филипченко (см. ФИЛИПЧЕНКО Юрий Александрович)) сразу отметили, но в основном критика приняла идеологический характер, особенно после выхода английского издания «Номогенеза» (1926). Н. И. Вавилов (см. ВАВИЛОВ Николай Иванович), защищавший Берга от травли, писал ему (1927): «Вас мы с поста не отпустим. Корабль надо вести, какие бы чудовища ни вставали на пути». Больше Берг о механизмах эволюции не писал. В 1928 он был избран член-корреспондентом АН СССР (в 1946 - академиком) как географ.

В географии Берг известен как создатель отечественного озероведения и теории ландшафта («география есть наука о ландшафтах»). В климатологии Берг дал классификацию климатов во взаимосвязи с ландшафтами, объяснял опустынивание деятельностью человека, а оледенение - «факторами космического порядка». Берг отрицал дрейф материков (см. ДРЕЙФ МАТЕРИКОВ); вслед за В. И. Вернадским (см. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович) он отодвигал возникновение жизни к самому началу геологической истории.

В зоогеографии (см. ЗООГЕОГРАФИЯ) Берг предложил свои трактовки распространения рыб и других водных животных, напр., показал местное происхождение фауны Байкала (см. БАЙКАЛ) , а состав каспийской фауны, наоборот, объяснял послеледниковой миграцией по Волге. В ихтиологии главные труды Берга: «Система рыбообразных и рыб, ныне живущих и ископаемых» (1940) и классический трехтомник «Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран» (1949, Государственная премия 1951), сохранившие свое научное значение и поныне, а также многочисленные работы по разведению и промыслу рыб.

Интерес Берга к истории и этнографии (см. ЭТНОГРАФИЯ), зародившийся в молодости («Уральцы на Сыр-Дарье», 1900), не утратился с годами. В этой области его работы посвящены открытиям русских в Азии, Антарктике, на Аляске («Очерки по истории русских географических открытий», 1949), старинным картам, быту малых народов (гагаузы (см. ГАГАУЗЫ) , лазы и др.), биографиям ученых. Благодаря Бергу было восстановлено множество забытых имен и фактов русского приоритета. Как этнограф Берг использовал в научной работе знание языков и зоологии (напр., «Названия рыб и этнические взаимоотношения славян», 1948).

Полезные сервисы

берг лев семенович

Большой энциклопедический словарь

БЕРГ Лев Семенович (1876-1950) - физикогеограф и биолог, академик АН СССР (1946). Разработал учение о ландшафтах и развил идеи В. В. Докучаева о природных зонах. Первым осуществил зональное физико-географическое районирование СССР. Капитальные труды по ихтиологии (анатомии, систематике и распространению рыб), климатологии, озероведению, а также истории географии. В 1922 выдвинул эволюционную концепцию номогенеза. Президент Географического общества СССР (1940-50). Государственная премия СССР (1951).БЕРГ Лев Семенович (Симонович) БЕРГ (Berg) Пол (р. 1926) - американский биохимик. Изучал роль транспортной РНК в биосинтезе белков. Получил рекомбинантные молекулы ДНК двух разных вирусов, на которых исследовал структуру индивидуальных генов. Нобелевская премия (1980).

Полезные сервисы

берг пол

Энциклопедический словарь

Берг Пол (Berg) (р. 1926), американский биохимик. Изучал роль транспортировки РНК в биосинтезе белков. Получил рекомбинантные молекулы ДНК двух разных вирусов, на которых исследовал структуру индивидуальных генов. Нобелевская премия (1980).

* * *

БЕРГ Пол - БЕРГ (Berg) Пол (р. 30 июня 1926), американский биохимик. Изучал роль транспортной РНК (см. РИБОНУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ) в биосинтезе белков. Получил рекомбинантные молекулы ДНК (см. ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ) двух разных вирусов, на которых исследовал структуру индивидуальных генов. Нобелевская премия (1980).

Полезные сервисы

берг фёдор фёдорович

Энциклопедический словарь

Берг Фёдор Фёдорович (Фридрих Вильгельм Ремберт) (1793-1874), граф (1856), российский генерал-фельдмаршал (1865). Участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813-1814, русско-турецкой войны 1828-1829 и подавления Польского восстания 1830-1831. С 1843 генерал-квартирмейстер Главного штаба, руководил работами по составлению военно-топографической карты России. Один из учредителей Русского географического общества (1845). В 1863-1866 исполняющий должность наместника и главнокомандующего войсками в Царстве Польском, руководил подавлением Польского восстания 1863-1864.

* * *

БЕРГ Федор Федорович - БЕРГ Федор Федорович (Friedrich Wilhelm Rembert von Berg) (1793, Сангасте, близ Валги в Эстонии - 6 (18) января 1874, Петербург), российский военачальник, генерал-фельдмаршал (1865), граф (1856). Берг учился в Дерптском (ныне Тартуский) университете, участвовал в Отечественной войне 1812 года, заграничных походах русской армии (1813-1814). В 1820-х годах он занимался географическими исследованиями, составил военно-статистическое описание Турции, руководил (1823, 1825) экспедициями в Среднюю Азию, по материалам которых были составлены карты, во время русско-турецкой войны (1828-1829) производил геодезическую съемку северо-восточной части Болгарии (1828-1829). Будучи генерал-квартирмейстером Главного штаба (1843), он оказывал поддержку в составлении «трехверстной» карты России. В 1863-1866 года Берг исполнял должность наместника и главнокомандующего войсками в Польше, руководил подавлением Польского восстания (см. ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1863-64) (1863-1864). В 1870 году Федор Федорович был избран почетным членом Русского географического общества.

Полезные сервисы

берг федор федорович

Большой энциклопедический словарь

БЕРГ Федор Федорович (Фридрих Вильгельм Ремберт) (1793-1874) - граф (1856), русский генерал-фельдмаршал (1865). Участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813-14, русско-турецкой войны 1828-29. В 1863-66 исполняющий должность наместника и главнокомандующего войсками в Польше, руководил подавлением Польского восстания 1863-64.

Полезные сервисы